МУЗЫКА
В ДЕТСКОМ САДУ
Музыкальные
занятия являются важным этапом музыкального воспитания детей. В
результате ребенок приобретает самый большой, в сравнении с другими видами
деятельности, объем музыкальных впечатлений; развивается музыкальное восприятия
– мышление. Для полноценной реализации музыкально-педагогической
программы необходимо проведение праздников, досугов, развлечений музыкального
направления.
Знакомство ребенка в дошкольном
учреждении с многообразной музыкой - классической, народной, разных стилей и
эпох, созданной композиторами специально для детей, развивает у дошкольника
интерес и любовь к музыке, и как результат создает предпосылки для дальнейшего
формирования основ музыкальной культуры и успешного развития музыкальных
способностей.
Ребенок
идет к освоению смысла своих действий через чувства. Ведь только в состоянии
повышенного интереса, эмоционального подъема ребенок способен сосредотачивать
свое внимание на музыкальном произведении, объекте, запоминать событие со всеми
деталями и нюансами. Желание вновь пережить определенное состояние может
служить для него мотивом деятельности, стимулом проявления активности. Под
влиянием эмоций качественно по-иному проявляются и внимание, и мышление, и
речь.
Раннее
детство не просто время спонтанной и свободной активности ребенка. Это очень важный
период, проживая который, ребенок приобретает умения, которые в дальнейшем
позволяет ему освоить мир взрослых.
Детям
раннего возраста свойственно особое восприятие и особое отношение к мелодии,
ритму, сопровождающим музыку движениям, что обусловлено спецификой и
интенсивностью социализации. Малые
фольклорные формы – это прекрасный материал, на основе которого у
ребенка очень рано начинает обрабатываться понимание текста, приобретается
смысловое содержание, развивается речь, музыкально-сенсорные способности,
возникает цепь слуховых реакций, накапливается опыт разнообразных движений, в
том числе мелкой моторики и все это на ориентировочной и эмоциональной основе.
Помните: маленький ребенок начинает присоединяться к пению взрослого в моменты, удобные для него в речевом плане, поэтому так важно, чтобы в тексте песни были простые, легко произносимые и неоднократно повторяемые слова. Постепенно можно петь, замедляя показ движений, а затем и совсем исключить свой показ. Малыш будет сам выполнять их самостоятельно, вслушиваясь в ваше пение, что очень, очень важно.
Вслед
за подговариванием идут звукоподражания. В текстах песен о кошке, собачке и
т.д. есть слова, воспроизводящие звуки животных: ав, мяу и т.д. Такие песни
малыши любят, и вместе со взрослым охотно звукоподражают в нужном месте текста.
Вот еще один шажок и малыш уже начинает петь отдельные слова, а на третьем году
жизни – целые фразы. Но всю песенку, весь куплет или два вместе со взрослым, и
даже с музыкальной поддержкой (аккомпанементом) поют очень немногие дети. Если
вы знаете, что это по силам другому малышу, а ваш не справляется, это не
говорит об отставании или отсутствии музыкальных способностей у вашего ребенка. Музыкальное развитие идет у
всех по-разному; большую роль играют здоровье, речь, общее развитие вашего
малыша и то, как вы сами воспитываете его.
Игра – ведущий
вид деятельности детей. В ней
малыш активен, радостен, полностью поглощен происходящим. Его радуют движение и
музыка. Игр очень много, они разные – и по задачам, и по возрастным
возможностям.
Прятки
и «догонялки» составляют основу почти всех игр и на первом, и на третьем году
жизни.
К
третьему году жизни ребенок осваивает много плясовых движений. Умеет не просто хлопать в ладошки или по
коленям, но хлопать в ладошки с одновременным постукиванием одной ногой; умеет
стучать каблучком; поочередно выставлять вперед то правую, то левую ногу;
кружиться на носочках. Любит плясать с куклой (мишкой, зайкой), держа ее перед
собой, кружиться-переступать с ноги на ногу, присаживаться и постукивать ногами
куклы по полу. Охотно пляшет с платочком, с погремушкой. Нельзя, чтобы музыка
звучала громко. Весело, живо – но негромко. Не надо предлагать малышу плясать
под музыку, не предназначенную для плясок.
Конечно
же, вся работа по музыкальному воспитанию должна проходить в тесном контакте с
воспитателями, касаясь всех видов музыкальной деятельности:
- во
время музыкальных занятий,
- интегрированных
занятий (по плану воспитателя),
- в
процессе организации музыкальных развлечений, праздников,
- в
индивидуальной работе с детьми,
- во
время режимных моментов: при приеме детей, для поднятия настроения
- на
зарядке,
- во
время умывания , пение колыбельных при укладывании детей на сон
- проведение хороводных игр перед обедом
"Заинька”, "Петушок»
Все это
благотворно влияет на развитие у детей эмоциональной отзывчивости, образной
памяти, приумножению слухового опыта, развитию двигательной активности,
развитию мелкой моторики рук, ориентировки в пространстве, навыкам владения
различными предметами во время движений под музыку.
Развивая
эмоциональную отзывчивость, музыкальные способности, умение общаться с
взрослыми и сверстниками, необходимо объединять усилия родителей, воспитателей,
музыкального руководителя, с целью обеспечения эмоционального комфорта,
интересной и содержательной жизни малышам и в детском саду, и дома.
Пусть ребенок
растет здоровым, веселым, и музыка сопровождает его всю жизнь!