6-9 месяцев
Маленькая мышка
- Держите ладошку малыша и водите по ней
пальцем, приговаривая:
Маленькая
мышка, маленькая мышка,
Вокруг стола бежала, крошки искала.
Зернышко нашла — в норку унесла.
- Проведите пальцем вверх по всей руке малыша и пощекочите его под
подбородком.
- Поиграйте в эту игру с ножкой и прогуляйтесь своим пальцем вверх по
ноге малыша до его животика.
ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ЗАБАВЕ
Где мышки?
- Возьмите малыша на руки и держите его так,
чтобы его голова была выше вашего плеча.
- Теперь, начиная с талии ребенка, проведите
пальцами по его спине до плеч и пощекочите ему шейку.
- Проводя пальцами по его спине, говорите:
Мышки, мышки, где же мышки?
- Когда же вы дойдете до плеч малыша и
вот-вот должны будете пощекотать ему шейку, скажите:
Вот они, мышки, БУ!
- Переверните ребенка на спину и, держа его
на коленях, играйте в эту же игру, начиная теперь с его животика.
ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ЗАБАВЕ
Игра с бумагой
- Подберите разные виды бумаги: оберточную
бумагу, фольгу, папиросную бумагу и т.п.
- Сомните кусочек бумаги в своей руке.
- Дайте тот же вид бумаги малышу и помогите ему смять ее самому.
- Выберите другой вид бумаги и сверните ее в руке.
- Дайте такую же бумагу ребенку и попросите его свернуть ее.
- Скомкайте бумагу и бросьте ее в корзинку.
- Поощрите малыша сделать то же.
- Малыш будет радоваться не только различным звукам, возникающим при
комканье и свертывании бумаги, но и шуму при бросании ее в корзинку.
ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПОЛУЧИТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О
ЗВУКАХ
Игры на полу
- Опуститесь на пол вместе с малышом и ползайте
там. Посмотрите, сможете ли вы уговорить его ползать вместе с вами.
- Изображайте собаку или кошку и произносите
«гав-гав», или «мяу-мяу».
- Поставьте на пол одну или две большие (типа
бельевых) корзины, наполненные игрушками. Предложите ребенку вынуть игрушку из
корзины и затем положить ее обратно.
- Когда малыш будет вынимать игрушку из
корзины, обязательно называйте ее.
ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПОЛЗАТЬ
Мама, папа
- Достигнув этого возраста, детишки начинают
связывать речь с людьми и предметами.
- Разместите большие фотографии мамы, папы и
других родственников, которых знает ребенок, рядом с его кроваткой, поблизости
от его высокого детского стула и манежа.
- Когда малыш начнет произносить слова,
скажем, «папа», указывайте ему на портрет папы и говорите: «Это папочка».
- Всякий раз, привлекая внимание ребенка к
фотографиям, обязательно называйте того или другого человека, произнося фразы
типа: «Мама любит тебя», «Бабушка придет сегодня» и т.д.
ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПРИОБРЕТЕТ РЕЧЕВЫЕ НАВЫКИ
«Шла коза»
- Посадите малыша на колени лицом к себе.
Держите его крепко, но нежно. Легче всего играть на полу.
- Подбрасывайте его вверх и опускайте вниз на
колени, приговаривая:
Шла коза по мостику и болтала хвостиком,
Зацепилась за перила — прямо в речку угодила.
(Малыш скользит по вашим коленям на одну сторону.)
Шел по мостику петух, оступился — в речку бух!
(Малыш скользит в другую сторону.)
Конь по мостику бежал — мостик гнулся и дрожал.
Посильнее разогнался — мост не выдержал, сломался
ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? СОХРАНЯТЬ РАВНОВЕСИЕ
"На рынок, на рынок..."
- Посадите ребенка на колени лицом к себе. До
тех пор, пока он не подрастет и не научится сам держаться за ваши руки,
обнимайте его за талию.
На рынок, на рынок за поросенком.
И снова домой, и снова домой.
На рынок, на рынок за жирным гусенком.
И снова домой, и снова домой.
На рынок, на рынок за рыжим теленком.
И снова домой, и снова домой.
Ах! Что же случилось? Лошадка свалилась.
- Произнося каждую первую строчку стишков: «На рынок, на рынок»,
подбрасывайте коленки вверх, подражая скачущей лошади.
- При восклицании «Ах!» выпрямите ноги, и пусть малыш скользит по ним
вниз до ваших ступней.
ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ДОВЕРЯТЬ ВАМ
Перетягивание
- Расположитесь на полу вместе с ребенком.
- Дайте ему конец длинного носка, а сами
ухватитесь за другой его конец.
- Осторожно тяните носок на себя.
- Покажите малышу, как тянуть конец носка в
свою сторону.
- Перетягивайте носок туда и сюда,
приговаривая:
Я тяну-тяну тебя, тянешь-тянешь ты меня. Кто ж
сильней? То ты, то я.
- Сделайте вид, что малыш очень силен и
перетягивает вас.
ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ВАМИ
Игра с парящими в воздухе предметами
- Возьмите несколько полотенец, шарфиков, поясов
от платьев и что-нибудь еще, что можно подкинуть, чтобы оно затем медленно
опускалось вниз.
- Сядьте на пол вместе с ребенком.
- Подбросьте в воздух одну из вещей. Для
начала пусть это будет шарф. Когда он начнет опускаться, протяните руки и
поймайте его.
- Снова подбросьте шарф в воздух, и пусть
теперь малыш поймает его. Держите его ручки так, чтобы шарф опустился прямо в
них.
- Продолжайте игру с другими предметами.
Вскоре ребенок будет пытаться поймать их сам.
ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? СОГЛАСОВАННОСТИ
ДВИЖЕНИЙ ГЛАЗ И РУК
9-12 месяцев
Где у малыша ладошки?
- Поиграйте с ребенком в хлопанье ладошками.
- Сядьте с ним на пол, повернув его к себе
лицом.
- Положите себе на колени одеяло и, хлопая
ладошками малыша, декламируйте стишок:
Хлоп в ладошки, раз, два, три.
Быстро ручки убери.
Где они? Достань скорей –
Будем хлопать веселей.
- Когда вы скажете: «...ручки убери», засуньте его ладошки под одеяло.
- А при словах "достань скорей" выньте его руки из-под одеяла.
- Если сделать паузу перед двумя последними строчками, то ребенок получит
еще большее удовольствие.
ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? СОГЛАСОВАННОСТИ ДВИЖЕНИЙ
Рычание и пыхтение
- Протяните длинный шнур между спинками двух
стульев.
- Сложите пополам большой кусок папиросной
бумаги и накиньте его на шнур, чтобы получилась «стена».
- Разрежьте теперь эту бумагу на вертикальные
полосы, чтобы «волк» смог пробить себе путь через «стену» в «дом».
- Расскажите своему малышу сказку «Три
поросенка».
- Когда вы дойдете до места, где волк «рычит
и пыхтит», постарайтесь, чтобы ваш малыш отреагировал на это какими-нибудь
словами.
ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПРИОБРЕТЕТ РЕЧЕВЫЕ
НАВЫКИ
Шапки и шляпы
- Возьмите три разных шапки. Наденьте одну из
них на голову и скажите какую-нибудь глупость вроде: «Привет в обед сто лет!»
- Теперь наденьте шапку на малыша и скажите
то же самое.
- Повторите игру, по очереди надевая каждую
из шапок или шляп и изменяя голос вместе с каждой «обновой».
- Дайте шапку ребенку, и пусть он попытается
надеть ее.
- Эта игра очень помогает ребенку побольше
узнать о собственном теле.
- Очень забавно также смотреться в зеркало в
разных шляпах.
ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПРИОБРЕТЕТ РЕЧЕВЫЕ
НАВЫКИ
Где "музыка"?
- В эту игру можно играть как в доме, так и вне
его. Для нее вам понадобится музыкальная игрушка или музыкальная шкатулка.
- Заведите музыкальную шкатулку или игрушку и
спрячьте ее где-нибудь в комнате или во дворе.
- Скажите малышу: «Где музыка? Давай найдем
музыку».
- Подползите с малышом к какому-нибудь
предмету в комнате или во дворе, ну, например, к столу. Спросите малыша: «Это
здесь?» Затем оглядитесь и скажите: «Нет,это не здесь».
- Повторите. На третий раз направьтесь прямо
туда, где «музыка» спрятана, и скажите: «Ура, мы нашли ее!»
- Спрячьте музыкальную шкатулку в то же место
и повторите игру.
- Повторяйте ее до тех пор, пока малыш не
поймет, куда нужно идти, чтобы найти «музыку».
- В следующий раз используйте новое место и
пронаблюдайте, сможет ли ребенок самостоятельно найти звучащую игрушку.
ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПРИОБРЕТЕТ НАВЫКИ
СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ
Делай как я
- Сядьте вместе с ребенком на пол и делайте
разные телодвижения, чтобы он мог подражать вам:
-Стучите руками по полу.
-Высовывайте язык и издавайте смешные звуки.
-Наденьте шляпу.
- Сжимайте и разжимайте кулаки.
-Шевелите пальцами.
-Трясите головой.
-Наклоняйте голову в знак согласия или отрицания ("да" и
"нет").
-Машите рукой.
-Издавайте ртом смешные звуки.
- Это только наметки. Самое же важное — говорить с малышом, в то время
как вы все это будете проделывать.
ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПРИОБРЕТЕТ НАВЫКИ
СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ
Двигаем ножками
- Играйте с малышом в эту игру, когда он лежит
на спине.
- Двигайте ноги малыша назад и вперед,
приговаривая:
Быстро-быстро ножкой двинем,
И опустим, и поднимем.
Тихо-тихо двинем ножкой.
И опустим понемножку.
А потом опять сильнее
И опустим побыстрее.
Полминутки отдохнем,
И еще разок начнем.
- Важно, чтобы движение его ног соответствовало
ритму.
- Эта игра развивает умение слушать,
способствует развитию речевых навыков, а также упражняет мышцы всего тела.
ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПРИОБРЕТЕТ НАВЫКИ
СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ
Забава с «туннелем»
- Сделайте «туннель» из большой картонной
коробки, убрав две ее противоположные стороны.
- Пригласите малыша проползти через
«туннель».
- Чтобы вдохновить его на это, положите у
одного конца коробки какую-нибудь интересную игрушку, а у другого ее конца
расположите малыша.
- Когда малыш будет ползти через «туннель»,
говорите ему что-нибудь вроде:
Сквозь туннель пролез я быстро,
Вылез и сказал: "Привет!"
ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПОЛЗАТЬ
Поиграй в мяч
- Есть множество способов использовать мяч для
игры с малышом.
- Дайте ребенку мячи разных размеров и
сделанные из различных материаов, и пусть он «исследует» их.
- Покажите ему, как толкать мяч, ползая по
полу.
- Покатите мяч в сторону сидящего малыша.
- Помогите ему покатить мяч от себя к вам.
- Покажите ему, как подбросить мяч.
- Покажите малышу, как мяч прыгает.
Показывая, приговаривайте: «Прыгай, прыгай, мячик».
ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ИГРАТЬ С МЯЧОМ
Исчезающая игрушка
- Привяжите длинный шнурок к небольшой игрушке,
которую вы будете пропускать сквозь рулон бумаги. Очень хороши для этого
всевозможные вагончики или автомашины. ЗАМЕЧАНИЕ: игрушка должна быть
достаточно большой, чтобы ребенок не мог ее проглотить.
- Шнурок должен быть длиннее, чем рулон.
- Поместите игрушку внутрь рулона, а затем
вытащите ее оттуда
- Снова спрячьте игрушку, а потом вытащите ее
с противоположной стороны.
- Ваш ребенок будет наслаждаться этой тайной.
Когда игрушка исчезает, говорите: «До свидания, машинка».
- Когда же она появляется, говорите:
«Здравствуй, машинка!»
ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? СОГЛАСОВАННОСТИ
ДВИЖЕНИЙ ГЛАЗ И РУК
Игра в перевертывание
- Переверните одну из любимых игрушек ребенка
вверх ногами.
- Затем поставьте ее вновь на ноги.
- Снова переверните игрушку. Дайте ее малышу
и посмотрите, сможет ли он сам поставить ее правильно.
- Декламируйте стишок. На последней его
строчке: «На ноги перевернем!» - поставьте игрушку
правильно.
Вверх ногами, вверх ногами
Все на свете вверх ногами.
Ну а мы с тобой возьмем,
На ноги перевернем!
ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? СЛЕДОВАТЬ ВАШИМ
УКАЗАНИЯМ
Рассмешите малыша
- Радостно видеть смеющихся детишек, а вызывать
их смех — еще большее наслаждение.
- Производите смешные действия, играя с
малышом, и старайтесь, чтобы он подражал вам. Вот некоторые наметки:
- Возьмите одну из любимых игрушек
ребенка и, обращаясь к пей, болтайте на ребячьем языке.
- Сделайте вид, что вы пьете из бутылочки ребенка.
- Постройте башню из кубиков и опрокиньте ее.
- Когда она будет падать, восклицайте: «Ах, ох!»
- Растреплите волосы и издавайте разные смешные звуки.
- Быстро дотроньтесь пальцами до рук малыша, говоря:
«Пощекочу, пощекочу».
- Понаблюдайте, какие из этих действий вызывают смех малыша, и придумайте
еще что-нибудь в этом же роде.
ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ВОСПРИНИМАТЬ ЮМОР
В небе
- Сядьте на пол вместе с ребенком. Раскиньте его
руки в стороны.
- Помашите его руками вверх-вниз и скажите ему, что он птица.
- Теперь взмахивайте своими руками и говорите: «Чик-чирик, воробушек».
- Взмахивайте руками малыша и говорите то же самое.
- Встаньте, держа ребенка. Вытяните одну руку в сторону и изобразите
самолет. Издайте звук летящего самолета — «зуум».
- Выйдите с ребенком из дома и, когда вы увидите птичку близко, взмахните
руками и произнесите «чик-чирик», а если будет пролетать самолет, подражайте
его звуку.
ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ЗАЧАТКАМ ТВОРЧЕСТВА
Делаем игрушку
- У детишек всегда есть любимые игрушки и
коробочки.
- Возьмите несколько игрушек и коробочек из тех, что особенно нравятся
ребенку, и свяжите их вместе, чтобы эту новую игрушку можно было тянуть за
веревочку.
- Вначале обойдитесь двумя или тремя предметами, например коробочкой и
набивной игрушкой, изображающей какую-нибудь зверюшку.
- Покажите малышу, как тянуть игрушку, и приговаривайте при этом
что-нибудь вроде: «Тянем-потянем...»
- Предложите малышу добавить что-нибудь к этой связке. Скорее всего, он
захочет привязать еще несколько игрушек.
ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ЗАЧАТКАМ ТВОРЧЕСТВА
Игра с липкой бумагой
- Закрепите на полу большой кусок специальной
бумаги или самоклеящейся пленки, липкой стороной кверху.
- Поставьте на него несколько игрушек.
- Попросите ребенка сдвинуть игрушки. Он
очень удивится тому, как трудно это сделать. Когда наконец ему это удастся, он
испытает гордость.
- Держите ребенка за руки, когда он начнет
прогуливаться по липкой поверхности. Ему надо будет приложить усилие, чтобы
оторвать ступню от бумаги или пленки. Постоянно поощряйте малыша.
ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ
Игра с картоном
- Соберите вместе машинки и другие игрушки на
колесах.
- Сложите пополам большой кусок картона.
- Поставьте картон шалашиком; пусть это будет
«холм», с которого катятся машины.
- Покажите малышу, как катить машину с «холма».
- Придерживая машину или игрушку на колесах
рукой, скажите: «Раз, два, три, жжжжжу!» — и спустите машину с «холма».
- Понаблюдайте, будет ли ваш малыш ожидать
звука «жжжжжу», чтобы отпустить машину.
ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ЗАБАВЕ
Мамочкин «туннель»
- Расставьте ноги достаточно широко для того,
чтобы ваш ребенок мог пролезть между ними.
- Возьмите малыша и проведите его назад и
вперед между своими ногами.
- Когда вы проделаете это несколько раз,
посмотрите, будет ли малыш проползать или же проходить у вас между ногами.
- Скажите: «Вот идет поезд через туннель.
Чу-чу-чу».
- Когда он натренируется пролезать через
«туннель», похвалите его от всей души.
- Дайте ему игрушку и посмотрите, будет ли он
проталкивать ее через «туннель».
ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ИГРЕ, РАЗВИВАЮЩЕЙ
ВООБРАЖЕНИЕ
Игра в трамплин
-
Лягте на спину, согните ноги в коленях и приблизьте их к животу, соединив
лодыжки.
- Посадите малыша себе на согнутые ноги.
Подбрасывайте ноги вверх и опускайте их вниз.
- Двигайте ногами попеременно, то быстрее, то
медленнее, и читайте стишок:
Мы скакали на лошадке
По дорожке гладкой-гладкой,
А навстречу шел бычок,
Толстый рыженький бочок.
Мы с бычком не разминулись,
На дорожке с ним столкнулись,
Друг за друга зацепились
И на землю повалились —
БУХ!
- На слове "БУХ" прижмите малыша к
груди, заключив его в об
|