Ребенок повседневно сталкивается с предметами и явлениями окружающей действительности. Перед ним открывается много интересного, привлекательного. У него возникают вопросы: «Что это? Как называется? Из чего и как сделано? Для чего?» И если четко и обстоятельно взрослые ответят на вопросы детей, идет расширение словарного запаса ребенка. Родителям надо постепенно знакомить детей с предметами и явлениями окружающей жизни, учить правильно называть предметы домашнего обихода, одежду, посуду, игрушки. Гуляя с ребенком по улице показывать и называть здания, транспорт, растения и другие интересующие ребенка объекты. Запас слов ребенка значительно расширится, если родители научат называть и различать не только предметы, но и существенные детали предметов, различать их по форме, назначению и названию, определять сходные предметы. Ребенку надо помочь понять смысл каждого слова, запомнить его, правильно употреблять слово к месту. Помочь детям сознательно усваивать слова и активно пользоваться ими могут следующие игры и упражнения. «Подбери определение», например, к слову «яблоко». Какое оно: спелое, сочное, румяное, круглое, вкусное, зеленое… «Угадай предмет по определению»: белое, длинное, чистое, махровое…(полотенце). «Кто что делает?» (для активизации глаголов): повар…(варит, печет, жарит, готовит); ветер…(воет, срывает листья, пыль поднимает, парус надувает). «Кто это делает?» (подбор существительных): метет улицу…(дворник), водит поезда..(машинист), лечит людей…(врач). «Чем это делают?» (подбор существительных): рисуют…(карандашом, мелком, углем, фломастером, кисточкой. «Что может быть хмурым?» (свежим, зеленым, металлическим и т.д.): хмурым…(небо, лицо, утро, день, погода). «Назови части целого»: дерево…(ствол, ветки, корень, листья); велосипед…(руль, колеса, педали, сиденье, багажник). «Добавь пропущенное слово»: пришел почтальон, он принес…(письмо, газету, журнал). Дворник взял метлу, он будет…(подметать, убирать мусор, сгребать листья). Играя с ребенком, поддерживайте хорошее доброе настроение, наберитесь терпения и не раздражайтесь. Почаще хвалите ребенка и радуйтесь вместе с ним каждому новому слову.
|